лого скоморохи
лого ОРНК лого Любошная ватага
организация народных гуляний и праздников

История стеношных боев

Кулачные бои на Руси уходят корнями в глубокую древность. Первые письменные упоминания датируются XII-XIII в.в., они говорят о существовании этих боев по всей Древней Руси.

Существовало несколько видов борьбы и кулачных боев:
а)«стенка на стенку»;
б)«один на один» («охотницкий»/«сам на сам»/);
в)«сцеплялка–свалка»;
г)«палочный бой»;
д)«удар на удар»;
ж)«кулачный бой на бревне».

Мы будем говорить о стеношном бое. Как правило, русский кулачный бой до сих пор ассоциируется именно со "стенкой", где победа зависит от слаженных действий всех участников. Он пользовался особой популярностью в России. В нем выражалась вся философия традиционной русской общины - "мы" важнее "я", сплоченность, взаимопомощь, понятие рати. Навыки, приобретенные в таких состязаниях, развивали не только физическую, но и нравственную силу. Во многом такие навыки позволяли русским людям в тяжелые для Родины дни показывать чудеса сплоченности, подниматься на врага "всем миром".

В практически поголовном участии мужского населения в стеношных боях военные историки видят корень той стойкости и выучки, которую демонстрировали русские воины.

Стеношный бой давно привлекает внимание спортивных методистов и в модернизированном виде, под названием «коллективный бокс», до Великой Отечественной Войны даже было проведено несколько чемпионатов.

До конца 20-х годов минувшего века рукопашные состязания практиковались в российских деревнях почти повсеместно. Изменение политической и экономической ситуации в стране, разрушившее бытовой уклад русского крестьянства, оборвало эту традицию во многих краях и губерниях, но не везде. Потом, в последние годы правления Сталина, власти спохватились и даже попытались создать в дополнение к "советскому" самбо еще и специфическую "русскую" систему боя.

Но, стеношные бои не только русская традиция, так известное новгородское предание о боях, которые происходили между двумя концами города на мосту через Волхов можно сравнить со сведениями о праздничных массовых боях, проходивших между молодежью на мостах Венеции. Там состязания начинались с одиночных боев, после чего в дело вступали и команды в полном составе.

На протяжении многих веков жил на Руси обычай стеношного боя. В масленицу, чаще всего на замерзшей реке, сходились парни и мужики окрестных деревень и городков и шли стенка на стенку. Сегодня кулачное побоище может показаться бессмысленной жестокостью, варварским обрядом. Но так судить значит не знать своей истории, причин, породивших его.

Почему сходились зимой и на реке? Реки были главными дорогами лесистой, заболоченной Руси. Летом по ним пролегал лодочный путь, зимой — санный. По замерзшим рекам и болотам передвигались и войска — вероятность сражения на льду была велика.

Причем исход битв решали не только дружинники (профессиональные ратники), сколько ополченцы простой люд, крестьяне, ремесленники, которые вынуждены были защищать себя и свои семьи. Это был вопрос выживания. А войны шли практически непрерывно, каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. Но если дружинники умением владеть оружием зарабатывали на хлеб и могли ежедневно развивать свое мастерство, то простые люди вынуждены были готовить себя к битвам между делом.

Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется еще и тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два «лагеря». Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве-реке, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гори др. В Петербурге на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т. п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников.

Жизнь заставила найти способ, как сделать мальчишку надежным воином, как поддерживать бойцовскую форму в зрелом муже, как достичь у ополченцев готовности сражаться плечом к плечу по первому зову. Так возникла традиция стеношного боя. Правила по всей Руси были почти одинаковы. Сходились стенка на стенку, каждая могла иметь два, три, а го и больше рядов. Бить в лицо и ниже пояса запрещалось, лежачего не трогали — ведь свои же, русские (в отличие- от восточных единоборств, где добивание противника символическое или реальное — непременное условие). Зато в грудь и живот садили без поблажек, со всего плеча. Выигрывала та стенка, которая прорывала другую.

Кстати, на Куликовском поле передовой полк полностью состоял из ополченцев, и они свою задачу выполнили — выдержали первый натиск. Конница Мамая хоть и смяла их, но стенку не разогнала.

В стеношном бою отрабатывались в основном совместные действия, чувство локтя, взаимовыручка. Все подчинялось единой цели — сам погибай, а товарища выручай. Но, помимо общей слаженности, каждый стеношник должен был обладать личным умением.

 

Стенка на праздниках. была частью обряда и использовалась как наглядное представление борьбы: зимы и весны (Масленица), светлых и тёмных сил (Купала).

Стенка позволяла себя показать и мир поглядеть. Кого глядеть? – Подобных себе. А кому себя показать? Пришедшие пускай отвечают. Девкам. Стенка – хороший способ девкам убедиться, что их парень – мужик, такой и защитит, и любить будет крепко

Присутствие зрителей, внимательно следивших за игрой, не давало возможности смошенничать, воспитывало честность, справедливость, уважение к противнику. Кроме того, эти игры были хорошим средством изменения эмоционального настроя подростков, позволяли найти правильный выход подростковой агрессивности, «дурной силе».

 

Исконно рукопашный бой велся в кожаных рукавицах с толстым подбоем. Князь Потемкин, как свидетельствуют исторические очерки, перед стеношными боями санями привозил для бойцов рукавицы. Делалось это не только затем, чтобы снизить опасность повреждений, но и для поддержания определенных правил, которые, как и в спортивных единоборствах, с одной стороны отсекали лишнее, а с другой, требовали повышать мастерство в дозволенном.

Мастерство же и искусность придают поединку красоту и зрелищность. А рукопашь в мирное время всегда была на Руси зрелищем, собиравшим тысячи зрителей. Да и сами участники наслаждались ею, несмотря на синяки и выбитые зубы. Вот ради этой красоты и наслаждения в современной спортивной рукопаши должны быть, как и в старину, ограничения в возможности ведения боя.

Но это действительно не соответствует тому, что требуется от бойца в настоящей битве. Это бесспорно, и народ это, безусловно, осознавал. Но преодолевал это противоречие не тем, что делал зрелищные бои все кровавей, а тем, что рукопашники учились как бою на кулачки, так и бою открытой рукой. Раздельно. Это разные виды бойцовской подготовки. И изучаться должны, как и в старину, не одновременно.

Ни в какие времена и ни в одной стране мира бойцов не учили сразу приемам настоящего боя. Обучение всегда велось в два шага. Сначала надо научить бойца основам боевого искусства на Любки, то есть, относясь к противникам, как к братьям. А братьев нет смысла калечить. Все этапы такого обучения на Любки проверялись в поединках, которые велись на зверки, то есть на победителя. Но и бой на зверки – это еще не бой не на жизнь, а на смерть.

И лишь когда боец осваивал все основы и мог не только вести бой с любым противником, но и вести его любошно, то есть бережно, его начинали учить тому, как стать действительно опасным, то есть убивать. Это была уже подготовка воина и защитника дома и Родины. И обучали таких бойцов либо скрытно, либо в народном ополчении, когда приходила беда и все мужчины становились воинами. Но общим достоянием искусство боя не на жизнь, а на смерть не становилось никогда.

Следовательно, нет ничего зазорного и в том, чтобы спортивная подготовка велась так, как велась она в старину, чтобы подготовить бойца, который готов как потешить зрителей, так и начать следующий шаг обучения.

 

Что же касается боя на кулачки, необходимо еще раз подчеркнуть: он возник на Руси в незапамятные времена, когда не только наши люди не слышали об английском боксе, но, вероятно, и англичан еще не было, если вспомнить что английская нация возникает после захвата британских островов Вильгельмом Завоевателем в 1066 году. Конечно, и у германцев и у кельтов были уже тогда свои виды кулачного боя, но совсем не бокс, а нечто, чрезвычайно похожее на русские кулачки.