лого скоморохи
лого ОРНК лого Любошная ватага
организация народных гуляний и праздников

Кобения

И поныне можно разглядеть в приемах кулачного боя черты обрядовой пляски. На Псковщине ее называют скобарь или ломание — ломать веселого. А вообще подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи союз восточнославянских племен.

Одна из версий объясняет слово "скобарь" как переделанное "псковарь", то есть житель псковского края. Веселого ломают под гармошечный наигрыш Постепенно танцующий, подчиняясь его ритму, входит в определенное психическое состояние. Приплясывая скобаря, отдыхая от трудов и веселясь на празднике, человек, по сути, упражняется для кулачного или палочного боя. Под музыку же происходили и обрядовые поединки. Перед началом ломания плясун встряхивал головой, мог взъерошить волосы. Эти Действия, определенные возгласы (гиканье), притопывание считаются элементами древней народной магии. Человек как бы выходил из привычного бытового пространства, перебирался в другой пласт бытия. Там уже и время текло иначе, и органы чувств работали по-другому, да и вообще, отношение к жизни или смерти было иным. Поэтому внешне нескладный вроде бы танец служил на самом деле весьма ухищренной и действенной подготовкой к поединкам. Расслабленное тело скобаря готово было реагировать не то что на действия соперника, а даже на дуновение ветерка.

Ломание переходило постепенно в обрядовый бой. Подобная схватка — реликтовое наследие тех времен, когда мужчины сражались за женщину в брачном поединке. Одно из его названий — яр.

С другой стороны слово "яр" у славян обозначало жизненную силу и ее проявление. Считая себя потомками Дажбога — Светоносного бога, или Ярила, они жили по солнечному календарю, а в борьбе использовали яровую силу, или энергию, которая управляется солнечным (чревным) сплетением. Подготовленный в обрядовом ломании мог в критической ситуации вступить и в бой ярый — до полного уничтожения противника. Тренированный боец наносил 5-6 ударов в секунду. Такая быстрота определялась принципом движений танца. чтобы сбить противника с ног, отправить его в нокдаун, достаточно было и нефиксированного удара с проносом. И лучше, если он наносится по криволинейной траектории — рука без задержки возвращается назад, в то время как другая уже приближается к цели. Высокая "скорострельность" важна в схватке с несколькими противниками, особенно при окружении ими.

Перед началом боя происходило так называемое задирание (заигрыш, похвальба), состоявшее в выкрикивании в адрес противников насмешек, которые должны были вывести их из равновесия и подбодрить, "завести" себя на битву.

Согласно русской традиции, кулачные и палочные бои всегда начинали подростки четырнадцати-шестнадцати лет. Они задирали друг друга, с криком шли стенка на стенку, руководимые своим вожаком, вступали в сражения. Парни и молодые мужчины наблюдали за игрой, подбадривали, а когда бой приближался к концу и противник пускался в бегство, вступали сами на поле битвы.

Свое участие одни объясняли необходимостью "защитить свою честь" после позорного поражения своей деревни, а другие - "доказать, что наши бойцы лучше ваших". Спортивные военные состязания проходили в присутствии большого количества зрителей, которые подбадривали участников, одобряли их или, наоборот, порицали их действия. Подросток всегда получал от зрителей свою долю уважения, даже в случае проигрыша.